Информация
С давних времен у людей возникала потребность хранить и перевозить жидкости. В первую очередь — воду, затем — вино, молоко и другие текучие продукты. Для их размещения пользовались специальными ёмкостями — бочками.
Когда появились автомобили, их двигателям потребовался жидкий продукт переработки нефти — бензин. Возникла потребность его доставлять до потребителей. В это же время одновременно с самосвалами и фургонами начинают распространяться цистерны на шасси автомобиля.
Поскольку автомобилизация распространялась взрывными темпами, среди автоцистерн главными стали те, что предназначены для перевозки жидкого автомобильного топлива. Но постепенно становилось понятно, что в автоцистернах можно перевозить не только бензин или керосин, но и другие жидкости — например, молоко, питьевую воду
В
Цистерны для перевозки жидкого топлива
Они появились с самого начала распространения автомобиля. В царской России широко использовались бензоцистерны, смонтированные на американских грузовиках «Уайт». В
- Автоцистерна на шасси
ГАЗ-АА . Топливная автоцистерна двойного назначения, для хранения, транспортировки раздачи самотёком светлых нефтепродуктов. - Автоцистерна на шасси
ГАЗ-АА для перевозки нефтепродуктов, сработанная в условиях автохозяйства. - Автоцистерна на шасси
ЗИС-5 Ленинградского завода «Промет»1935—1937 гг. выпуска.
Первым советским промышленным производителем автоцистерн для жидкого топлива стал Ленинградский завод «Промет». Его цистерны монтировались на шасси
- Автоцистерна на шасси ЗИС-5В для транспортировки бензина 1941–1945 годов выпуска.
Продажа керосина велась прямо из цистерны, его наливали в емкости и бидоны покупателей. Первая отечественная серийная автоцистерна состояла из железного резервуара с грязевиком, установленным на раме из продольных и поперечных брусьев, прикрепленных к раме автомобиля хомутами и связанной с шасси железными стяжками.
Для работы цистерна имела специальную арматуру состоящую из:
- наливной горловины, снабженной предохранителем от взрыва паров бензина или керосина;
фильтром-сеткой для очистки топлива, центрального вентиля;- спускного трубопровода, также снабженного предохранительным клапаном.
- Автоцистерна на шасси ЗИС-5 для транспортировки бензина 1946–1949 годы выпуска.
- Автоцистерна на шасси ЯГ-10 имела обьём 8000 литров. АЦ производства завода «Промет» (Ленинград) стали самыми большими автоцистернами в довоенном СССР.
Кроме того, цистерна завода «Промет» снабжалась двумя запорными вентилями для спуска содержимого самотеком с резьбовыми переходами для навертывания удлинительных рукавов и поплавковым указателем для определения степени наполненности цистерны. Большинство цистерн «Промет» поставлялись потребителям с механическими насосами с приводом от двигателя автомобиля через специальный редуктор с карданным валом, соединявшим его с коробкой передач. Насос монтировался на специальной раме, прикрепленной к основной раме автомобиля.
Однако на случай поломки двигателя или насоса цистерны по желанию заказчиков имели еще и ручной насос «Гард». В обязательное оборудование ленинградских бензоцистерн входили дополнительные приемные и раздаточные рукава, закрепленные скобами и замками на цистерне. Цистерны имели также противопожарные устройства и огнетушители, размещенные в легкодоступных местах, глушитель автомобиля переносили вперед и устанавливали под радиатором. Для гашения гидравлических ударов при движении неполной цистерны у нее внутри имелось несколько не доходящих до дна
По специальным заказам цистерны «Промет» могли иметь два отделения — для горючего большее, для масла меньшее. Для одновременной перевозки вместе с бензином смазочных материалов по обе стороны цистерны имелись специальные полки под 12 бидонов или канистр для масла и двух бидонов для смазки — тавота, солидола
Началось срочное изготовление упрощенных автоцистерн для перевозки бензина и масла, снабжавшихся, в основном, ручными насосами и монтировавшихся на упрощенных шасси
Несмотря на все усилия, производство автоцистерн для нефтепродуктов в годы первых пятилеток было незначительным, их вместимость в основном не превышала 3000 л, хотя эксплуатация и техобслуживание было несложным
Рост производства грузовых и легковых автомобилей, а также возрастание объемов перевозок нефтепродуктов привели к созданию в
Наиболее известными и распространёнными послевоенными автоцистернами для перевозки светлых нефтепродуктов стали:
АЦ-2 ,6-355 М на шассиУрал-355 М «Уральского механического завода»АЦ-3 ,8–150 иАЦ-4-150 «Квасиловского машиностроительного завода» и «Грабовского завода Противопожарного оборудования»АЦ-4-151 Московского завода «Котлострой»
И конечно, здесь нельзя не упомянуть
Бензоцистерна
АЦ2-51 на шассиГАЗ-51 для транспортировки и хранения нефтепродуктов, выпускавшаяся с 1950 по 1954 г. Посевинским механическим заводом.АЦ-2-51А на шассиГАЗ-51А для транспортировки, кратковременного хранения и продажи керосина населению, выпускавшаяся с 1960 по 1964 г. Одесским заводом «Сельхозагрегат»
В передней части цистерны имелся отстойник, а в задней — сливной трубопровод. Внутри корпуса имелись волнорезы. По бокам цистерны крепились металлические ящики для укладки шлангов и шанцевого инструмента, у задних торцов ящиков укреплялись стремянки, а на корпусе цистерны монтировались поручни. Заполняли цистерну при помощи центробежного двухступенчатого насоса СЦЛ, а опорожнить ее можно было как при помощи насоса, так и самотеком.
Цистерна имела фиксированную цену 14 740 дореформенных рублей на протяжении всех лет выпуска до 1965 г. в. Автоцистерны
Корпус цистерны состоял из трех обечаек, образующих ее стенки, и двух днищ. Обечайки выполнялись из стальных листов толщиной 3 мм, а днище — из листов толщиной 4 мм. Внутри корпуса цистерны имелись два кольца жесткости, к которым приваривались стальные пластины, выполнявшие функции поперечных волнорезов, вдоль корпуса цистерны также предусматривались три продольных волнореза.
Оборудование, установленное на цистерне, включало в себя вертикальную цилиндрическую заливную горловину, указатель уровня налива, смотровое окно, а также воздухоотводящее устройство, не допускавшее образования воздушных мешков при заполнении цистерны. Цистерна заполнялась жидким топливом через горловину средствами заправочной станции, а сливались самотеком, через сливной шланг. Также горючее могло перекачиваться в посторонние емкости при помощи механического центробежного насоса СЦЛ, установленного на автоцистерне. Оптовая отпускная цена
АЦ-3 ,8–150 на шассиЗИС-150 для транспортировки нефтепродуктов, выпускавшаяся с 1950 по 1956 г.- Автоцистерны бензовозы АЦ-3,8–150 и АЦ-4-150 Красиловского и Грабовского заводов были самыми массовыми и самыми распространенными бензовозами с 1950 по 1970 г.
- АЦ-4-150 на шасси ЗИС-150 для транспортировки и временнго хранения нефтепродуктов 1952 г.
- АЦ-4-150 на шасси ЗИС-150 для перевозки нефтепродуктов, выпускавшаяся с 1956 по 1959 годы Квасиловским механическим заводом.
Эти машины снабжали горючим больше половины автомобильного парка страны и отличались неприхотливостью и простотой эксплуатации. Обе цистерны калиброванные, типа 799. Их корпуса состоят из обечаек, сделанных из стального листа толщиной 3 мм, и двух днищ толщиной 4 мм; корпус опирается на три поперечных опоры, закрепленных на лонжеронах рамы. Между лонжеронами и опорами проложены деревянные брусья. Внутри цистерн имеются поперечные и продольные волнорезы.
Автоцистерны изготавливались в двух модификациях с ручным насосом и без насоса. Насос монтировали на цистерне с левой стороны автомобиля.
Автоцистерны могли, кроме перевозки топлива, еще и выполнять
- заполнение цистерны до объема, установленного при калибровке, через заливную горловину;
- слив жидкого топлива самотеком через сливной шланг в подземную емкость или наземные резервуары;
- перекачивание топлива через сливной шланг при помощи бензоперекачивающих средств заправочной станции или бензозаправщика, а также из одной посторонней емкости в другую, минуя собственную емкость, при помощи ручного насоса;
- раздачу топлива в цистерны и посторонние емкости, через раздаточный шланг при помощи ручного насоса.
Автоцистерна
АЦ-4-151 — топливная автоцистерна общего назначения вместимостью 4000 л без насосного оборудования на шассиЗИС-151 .
Корпус
По сравнению с базовым шасси
АЦ-8-200 на шассиМАЗ-200 для транспортировки нефтепродуктов, выпускавшаяся с 1958 по 1969 г. Киевским заводом Стройдормаш- Тяжелая автоцистерна
АЦ-8-200 емкостью 8000 л также предназначалась для перевозки и кратковременного хранения жидкого топлива. Она имела конструкцию, подобную цистернам на шассиЗИС-150 иЗИС-151 . Но снаружи к цистерне приваривались скобы для креплениялестниц-стремянок , позволявших добираться до заливной горловины, через которую цистерна заполнялась топливом перекачивающими средствами нефтебаз и нефтехранилищ. Топливо из цистерны сливалось самотеком через сливной трубопровод. АЦ-3 ,8-164А упрощенной конструкции на шассиЗИЛ-164А для транспортировки нефтепродуктов, выпускавшаяся с 1963 по 1966 год Квасиловским машиностроительным заводом.ПЦ-4 ,2-754В Прицеп-цистерна выпускался в период1963—1967 гг. на шасси прицепаИАПЗ-754В . Цистерна предназначалась для перевозки нефтепродуктов плотностью не более 0,86 г/см3, имеет эллиптическое сечение, изготовлена из стали.- АЦ на шасси
ЗИЛ-130 топливная автоцистерна общего назначения. АЦ-8-5334 на шассиМАЗ-5334 . Топливная автоцистерна с насосным оснащением.Прицеп-цистерна для перевозки светлых ГСМ объёмом 5600 литров производилась Грабовским заводом с 1976 г.АЦ-9-5320 на шассиКамАЗ-5320 для перевозки и раздачи топлива 1980 год.
В 60–80 годы производство автоцистерн в стране намного увеличилось, они стали устанавливаться на новые автомобильные шасси —
Автотопливозаправщики
Развитие авиации в середине
Стальная цистерна имела эллиптическую форму, внутренняя поверхность которой была оцинкована для повышения коррозийной стойкости. Шестеренный насос типа СКБ приводился в действие от коробки отбора мощности, прикрепленной к демультипликатору. Его производительность составляла 400 л/мин.
На задней стенке цистерны была смонтирована так называемая кабина управления — закрываемая дверцами ниша, в которой находились всасывающая и нагнетательная колонки, манометры всасывающей и нагнетательной магистралей,
Машина
После войны к проблеме механизированной заправки топливом в полевых условиях военной и гражданской техники подошли более основательно. Что привело к появлению современных топливозаправщиков
В стандартное шасси
- удлинялись на 320 мм задние концы продольных лонжеронов рамы;
- выхлопная труба выводилась под подножку кабины водителя;
- глушитель укреплялся при помощи кронштейнов к правому лонжерону рамы;
- воздушный ресивер монтировался на удлиненных кронштейнах.
Стальная полуэллиптическая цистерна имела такую же конструкцию, как и обычные бензоцистерны на шасси
Оборудование, установленное на
Автотопливозаправщик
Корпус цистерны
Автотопливозаправщик может выполнять следующие операции:
- заполнять свою цистерну горючим из резервуара;
- заправлять машины фильтрованным горючим из своей ци¬стерны или резервуара;
- перекачивать горючее из одного резервуара в другой, минуя свою цистерну;
- перемешивать компоненты топлива внутри своей цистерны для приготовления смесей.
- Автомобиль топливозаправщик
БЗ-63 М, выпускался с 1949 по 1952 годы. - Автомобиль топливозаправщик
ТЗ-63 на шассиГАЗ-63 , выпускавшийся с 1956 по 1962 г. Квасиловским механическим заводом. - Автотопливозаправщик
ТЗ-200 , выпускавшийся с 1959 по 1965 г. Тихорецким машиностроительным заводом «Красный Молот» на шасси автомобиляМАЗ-200 , предназначался и в основном применялся для механизированной заправки топливом самолетов. - Топливозаправщик
ТЗ-200 на шассиМАЗ-200 выпускался с 1957 года
На топливозаправщике
Он имел цистерну емкостью в 7800 л, сваренную из листовой стали толщиной 3 мм с гофрированным днищем с отбортовкой толщиной 4 мм. Внутри цистерны устанавливались поперечные волнорезы, разделявшие цистерну на три сообщающихся отсека, продольные волнорезы, а также находилась заборная труба, предназначенная для выкачивания горючего из цистерны, соединенная с водоотделителем.
Снаружи по бокам цистерны приваривались кронштейны для крепления трёх приемных шлангов, крюки для раздаточных шлангов и ушки для крепления
- Топливозаправщик
ТЗ-500 начал выпускаться Тихорецким заводом «Красный молот» в 1964 году - Топливозаправщик
ТЗ-500 выпускался на Тихорецком заводе химического машиностроения Красный молот с 1964 по 1993 год. - Заправочная автоцистерна АЦ 4,0 131 на шасси ЗИЛ 131 с насосным оборудованием 1971 г.
- Аэродромный топливозаправщик
ТЗ-22 . Наши дни.
В качестве тягача применяется
- наполнять цистерну топливом своим насосом;
- перемешивать топливо в своей цистерне;
- заправлять летательные аппараты фильтрованным топливом из своей цистерны;
- заправлять летательные аппараты фильтрованным топливом из сторонней емкости;
- перекачивать топливо из одного резервуара в другой, минуя свою цистерну;
- откачивать топливо из раздаточных рукавов;
- сливать топливо из цистерны самотеком.
Технологическое оборудование топливозаправщика состоит из цистерны, насосной установки, фильтров тонкой очистки, счетчиков жидкости, системы трубопроводов с арматурой,
Цистерна из листовой стали, рамной конструкции. Внутри цистерны установлены волнорезы, ограничитель налива, трубопроводы. В вехней части цистерны расположены две горловины, в нижней — отстойник с водоотделителями. На крышке горловины имеются дыхательные клапаны. Для защиты счетчиков жидкости от повреждения при гидроударах установлены специальные демпферные устройства. Привод насоса осуществляется от автономного двигателя через коробку передач, редуктор и карданный вал. Управление выполняемыми операциями осуществляется из кабины, размещенной сзади цистерны.
Масло- и водомаслозаправщики
Для нормальной работы двигателя внутреннего сгорания одного топлива недостаточно, требуются охлаждение и смазка. Поэтому вместе с бензозаправщиками в полевых условиях всегда трудились автомобили масло- и водозаправщики, а порой и целые заправочные агрегаты. У нас они стали появляться сразу после войны, когда всем стало ясно: транспортировка моторного масла в канистрах не самый экономически выгодный способ.
Первым
Масляная емкость котла образуется как пространство между внутренней поверхностью котла и наружной поверхностью воздушной рубашки. Воздушная прослойка между жаровой трубой и воздушной рубашкой предохраняла стенки масляной емкости котла от непосредственного соприкосновения с пламенем, чем предотвращалось пригорание масла к стенкам котла. Внутри жаровой трубы, снабженной в передней части конусообразным отражателем газов, установлен двухпоточный конусный змеевик, по которому циркулирует масло в течение всего времени нагрева.
Масло нагревалось керосиновой форсункой, установленной на фронтальной плите, соединенной с жаровой трубой. Масло по змеевику прокачивал
Благодаря термоизоляции наружной поверхности котла, состоящей из деревянных щитов, обшитых фанерой со шлаковатой, масло продолжительное время сохраняло тепло. Основные трубопроводы
Кроме топливо-, масло- и водозаправщиков советская промышленность строила и универсальные заправочные агрегаты на автомобильных шасси, которые позволяли перевозить все виды ГСМ и заправлять ими тракторы, комбайны и другие машины на месте их работы, а также перекачивать жидкое топливо помимо собственной цистерны, смазывать машины консистентной смазкой и автолом, тушить пожары.
К таким агрегатам относился
Также следует упомянуть
Автомобиль-цистерна водомаслозаправщикВМЗ-40 на шассиЗИС-5В 1941 год.Автомобиль-цистерна водомаслозаправщикАЦ-4 на шасси автомобиляЗИЛ-164 .- Автоцистерна для транспортировки и заправки различных сортов масла, переделанная из бензоцистерны
АЦ-4-164 в «ГЛАВМОСАВТОТРАНСЕ» Автомобиль-маслозаправщик МЗ-151 на шассиЗИС-151 , выпускавшийся Харьковским заводом транспортного оборудования с 1950 по 1956 г.Автомобиль-маслозаправщик МЗ-150 на автошассиЗИС-150 , он же водозаправщик. Предназначен для подогрева и доставки масла к самолетам. Выпускался с 1949 по 1952 г., изготовлено 809 шт.Автомобиль-маслозаправщик МЗ-150 на заправке самолетаАвтомобиль-маслозаправщик МЗ-51 М на шассиГАЗ-51А , выпускавшийся с 1956 по 1975 г. Могилевским заводом ПТО- Модернизированный маслозаправщик
МЗ-51 М двойного назначения на шассиГАЗ-51А . - Маслозаправочный агрегат
МЗ-3904 ГОСНИТИ на шассиГАЗ-63 строил с 1967 по 1975 год Квасиловский машиностроительный завод. - Десантируемый маслозаправщик ТЗ 2 66Д на базе ГАЗ 66Б со съемными элементами кабины. 1976 год.